В 1870-м году в Москве рядом с Немецким клубом (дом 9) на Софийке открылся ресторан и гостиница "Альпийская роза" (дом 4). Ресторан был немецкий, с настоящим пельзенским пивом и европейской кухней. Завсегдатаями ресторана были немцы.
Однако вскоре москвичи разузнали про недорогое пиво, сытную кухню, и чинным бюргерам пришлось потесниться.

Ресторан "Альпийская роза" вообще-то считался заведением чинным, европейским. Во всяком случае, в
дневное время. В завтрак и обед сюда приходили московские немцы, как торговые, так и служилые. Кушали свиную ногу с кислой капустой, пили настоящее баварское пиво, читали берлинские, венские и рижские газеты. Но к вечеру скучные пивохлебы отправлялись по домам - подвести баланс по учетным книгам, поужинать да засветло на перину, а в "Розу" начинала стекаться публика повеселей и пощедрей. Преобладали все-таки иностранцы, из тех, кто легче нравом и при этом предпочитает веселиться не на русский, а на европейский лад, без пьяного крика и расхристанности. Б.Акунин "Смерть Ахиллеса"

В.Гиляровский вспоминает: "Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах".

В неприкосновенности оставался только "немецкий" кабинет ресторана. Консервативные бюргеры заранее откупили этот кабинет за 600 рублей в год с условием, что кроме них никто занимать его не будет. До сих пор наверху в одной из комнат бывшей гостиницы есть заложенная кирпичом дверь, которая раньше вела на черную лестницу, по которой носили еду и напитки из ресторана в номера. Доход от гостиницы и ресторана был выше стоимости дома и составлял в 1903 году 45 тыс.рублей, а в 1909 году - 58.910 рублей.


Рельефный фриз "Альпийской розы" может соревноваться с фризом Андреева на "Метрополе".

С рестораном "Альпийская роза" был тесно связан "кофейный" или "кафейный" период русской литературы. «Был в истории русской словесности один этап, который можно назвать «кофейным периодом поэзии,» - писал А.М.Арго в своих воспоминаниях. Это были годы после революции: «Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке (теперь Пушечная)» - это воспоминания П.Н.Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе".

Поэзия стала последним этапом в жизни кафе. После революции гостиница и ресторан закрылись.

Михаил Афанасьевич Булгаков описал "хрустальный зал" кухни "Альпийской розы" в своей "Дьяволиаде", именно в этой кухне располагалась контора Главцентрбазспимата (Главная Центральная База Спичечных Материалов) на штатной должности делопроизводителя и прослужил целых 11 месяцев товарищ Коротков.

Коротков пешком одолел три версты и, запыхавшись, вбежал в канцелярию, как раз когда кухонные часы "Альпийской розы" пробили одиннадцать раз. В канцелярии его ожидало зрелище совершенно необычайное
для одиннадцати часов утра. Лидочка де Руни, Милочка Литовцева, Анна Евграфовна, старший бухгалтер Дрозд, инструктор Гитис, Номерацкий, Иванов, Мушка, регистраторша, кассир - словом, вся канцелярия не сидела на своих местах за кухонными столами бывшего ресторана "Альпийской розы", а стояла, сбившись в тесную кучку у стены, на которой гвоздем была прибита четвертушка бумаги.

"Дьяволиада" сменилась цирком. И в наше время в доме 4 на Пушечной улице (бывшей Софийке) располагается Творческий союз цирковых деятелей России.


Всего 47 фото

Хочется мне рассказать об одном примечательном месте в Москве - Ресторане «Альпийская роза», что на Пушечной улице, 4 (бывшая Софийка). Сейчас этого ресторана здесь нет, но есть реальная история и уцелевшие исторические здания, где размещался этот, наверное, по словам Гиляровского, один из самых знаменитых ресторанов Москвы. Кроме того, меня инициировало на написание этого материала, что этот ресторан был местом действия раннего романа Булгакова «Дъяволиада» (1925 год). В общем, эти здания имеют отношение к булгаковскому наследию, а это означает, что я не мог его пропустить. Мало того, этот ресторан упоминается еще в ряде литературных произведений и не рассказать о нем было бы искусствоведческим преступлением) Как всегда будет много фото. Итак, начнем!

Ранее здесь было одно большое владение. В 1821 году этот земельный участок был приобретен полковником А.В. Аргамаковым, родословная которого связана с А.Н. Радищевым и Д.И. Фонвизиным. У него неоднократно останавливался состоявший под секретным надзором декабрист, член Союза благоденствия князь П.А. Голицын. В 1848 г. в одном из флигелей здания открылась типография А. Семена. В 1851 г. эту типографию захаживал Н.В. Гоголь. Позднее в 1870-х годах здесь помещалась "печатня С.П. Яковлева".
02.


Это вид со стороны Рождественки на гостиницу "Савой", справа от него - рестран "Альпийская роза".

Были тут в середине XIX века и модные магазины, Например заведение Виктора Булье, принимавшее в окраску и чистку, материю, кружева, дымку и модную тогда прозрачную, похожую на кисею ткань - тарлатан. Здесь была открыта одна из первых тогда фотография француза Девервиля, изготовлявшая дагерротипы. В 1860-е годы располагался магазин столовой посуды и хрусталя, изготовленных на фабриках Гарднера и Мальцова.
03.



Софийка (ныне Пушечная улица).

В 1880-х годах одна из Аргамаковых стала княгиней Туркестановой, и владение было разделено на две части (первоначально №4 и №6; сейчас - дом 4, строения 1 и 2). К началу XX столетия владение на Пушечной улице, 4, которое включало в себя и здание со знаменитым и презентабельным уже в то время рестораном «Альпенрозе» (Альпийская роза) (стр.2), находилось в собственности О.А. Туркестановой-Аргамаковой. Одна из ветвей княгини Ольги происходила от старейшего грузинского рода Туркенишвили, прибывших в Российскую империю в годы правления императора Петра I в составе свиты Вахтанга VI - последнего царя Грузинского государства.


В 1870-х годах открылся ресторан "Под Альпийской розой" с заграничным баварским (кольмбахским) пивом. Первым владельцем «Альпенрозе» был купец немецкого происхождения Генрих Гермес. Позднее ресторан и гостиница стали называться "Альпийская роза". Главными посетителями ресторана являлись его соотечественники из Немецкого клуба, который с 1860 года располагался на месте нынешних владений на Пушечной, 9 и другие представители этой европейской диаспоры, проживавшие в Москве.
04.

В 1898 году заведение на Пушечной улице, 4 выкупает И.К. Петкович, при котором и произошла русификация его названия, после чего ресторан становится известным, как «Альпийская роза». Спустя некоторое время новый владелец расширяет площадь зала и оформляет его в шикарном европейском стиле.

В 1901 г. на месте строения 4 был возведен четырех этажный особняк с сохранением старых стен по проекту архитектора А.А. Остроградского.
05.

В 1910 году ресторанный бизнес Петковича и расположенную рядом гостиницу (стр. 1 - на фото выше), которая была построена на месте доходного дома Туркестановой-Аргамаковой в 1902 году Павлом Павловичем Висневским по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского, выкупил почетный гражданин и состоятельный купец А.А. Михайлов. Впоследствии Александр Александрович создает акционерное общество «Альпийская роза», которое включало в себя гостиницу, ресторан, а также виноторговый бизнес. Устав этой организации с капиталом в 200 тысяч рублей утвердил лично император Николай II в 1910 году 23 февраля.

Начиная с 1909 года история общества тесно переплетена со страховой компанией «Саламандра», выкупившей рядом стоящее здание на углу с улицей Рождественкой, 3/6, стр.1 у все той же Ольги Туркестановой-Аргамаковой и построившей на этом месте гостиницу-отель «Савой» (фото 02). Что касается здания ресторана «Альпийская роза» по улице Пушечная, 4, то в период с 1911 по 1912 годы архитектором Павлом Павловичем Висневским и его коллегой Александром Александровичем Весниным была проведена значительная реконструкция, после которой оно и получило современный вид. Открытие состоялось уже в 1913 году 13 февраля.

К открытию «Альпийской розы» газета «Московский листок» 13 февраля 1913 г. писала: «Старый, с былых лет излюбленный представителями московской немецкой колонии ресторан «Альпийская роза», как и многие другие московские рестораны, не устоял перед натиском времени. И вот в воскресение, 17 февраля, открывается новый грандиозный зал этого популярного в Москве ресторана...

Зал этот построен по проекту архитектора П.П. Висневского и поражает не только массой света, громадными размерами и роскошью отделки в стиле «барокко», но и оригинальным и смелым, даже при современных технических усовершенствованиях, железобетонным потолком, сделанным зеркальным сводом. Устройство этого зала … обошлось в солидную сумму...
07.

Но в «Альпийской розе» устроен не только новый зал; весь ресторан переделан заново, включая лестницу с вестибюлем в стиле итальянского возрождения, и кабинеты, и залы для заказов в стиле Ампир. Как характерную особенность следует отметить, что переделывая весь ресторан, превратив его в один из роскошнейших в столице, владельцы оставили неприкосновенным знаменитый «немецкий кабинет», к которому так привыкли представители немецкой колонии...»....

Владимир Гиляровский вспоминает: - «…Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах…».
08.

Роспись сводов холла ресторана "Альпийская роза".

«...Перестроенное помещение может считаться по обширности и красоте своей отделки одним из лучших существующих до сих пор ресторанов. Чудная бледно-палевая с золотыми блестками окраска зала придает ему величественный и уютный вид. Интересны и красивы люстры и бра стиля Версальских дворцов, исполненные фирмой А. Шнейдера. Это, кажется, первые люстры в ресторане, которые не носят характерного типа ресторанного освещения. Эти живописно развешенные хрустальные украшения невольно притягивают взор посетителей и заставляют радоваться за Москву, что с таким тонким европейским вкусом связаны не только эти люстры, а также и вся остальная арматура ресторана», - писал Гиляровский.

Любили собираться в заведении и артисты расположенных по соседству Большого и Малого Императорских театров: в субботние вечера здесь можно было увидеть Марию Николаевну Ермолову, Гликерию Николаевну Федотову, Надежду Алексеевну Никулину, не говоря уже о мужской части той и другой труппы. Помимо деятелей искусства в ресторан заходили пообедать известные в Москве юристы, художники, архитекторы, врачи, профессура городских университетов и просто состоятельные граждане.
09.



10.

До сих пор на фронтоне, венчающем здание, можно увидеть вензель ресторана «Альпийская роза»...
11.

12.

В книге знаменитого Бориса Савинкова "Записки террориста" описывается сцена, когда он и его друзья из Боевой организации решили погреться в ресторане после неудачного покушения на Великого Князя…

«…Мы пришли в ресторан «Альпийская роза» на Софийке, и, действительно, швейцар не хотел нас впустить [террористы были из соображений конспирации выряжены крестьянами]. Я вызвал распорядителя. После долгих переговоров нам отвели заднюю залу. Здесь было тепло и можно было сидеть... Каляев скоро оживился и с волнением в голосе начал опять рассказывать сцену у думы. Он говорил, что боялся, не совершил ли он преступления против организации, и что счастлив, что товарищи не осудили его. Куликовский молчал. Он как-то сразу осунулся и ослабел. Я и до сих пор не понимаю, как он провел остаток ночи на улице… Около четырех часов утра, когда закрыли «Альпийскую розу», я попрощался с ними. Было решено, что мы предпримем покушение на этой же неделе…».

13.


14.

В ресторане "Альпийской розы" устраивается Эраст Петрович Фандорин в романе Бориса Акунина «Смерть Ахиллеса» под видом лихого купчика, чтобы побольше разузнать о певице Ванде, у которой нашли мертвого Белого Генерала.

«…В восьмом часу вечера к немецкому ресторану "Alpenrose", что на Софийке, подкатил лихач: пролетка лаковая, на стальных рессорах, у пары вороных гривы переплетены алыми лентами, спицы на колесах выкрашены охрой. Лихач оглушительно тпрукнул, да еще залихватски щелкнул кнутом. - Просыпайся, ваше здоровье, доставили в лучшем виде! Сзади, откинувшись на бархатном сиденье, похрапывал ездок - молодой купчина в длиннополом синем сюртуке, малиновом жилете и сапогах бутылками. На голове гуляки залихватски скособочился сияющий цилиндр. Купец приоткрыл осоловелые глаза, икнул: - К-куда?- Куда заказывали, ваше степенство. Она самая "Роза" и есть…». …

... «…Первым делом сунул ему (швейцару) беленькую. Потом, обдав коньячным запахом, потребовал: - Ты мне, немец-перец-колбаса, стол обеспечь, и чтоб не какой у вас так на так пустой простаивает, а какой мне пондравится. - Народу много-с... - развел руками метрдотель, который был хоть и немец, но по-русски говорил на истинно московский лад. - Обеспечь, - погрозил ему пальцем купец. - Не то забедокурю!...».
15.


В 1918 г. в помещении ресторана помещался театральный уголок "Омона". Тут читали свои стихи поэту. Бывал здесь и Сергей Есенин. Из воспоминаний П.Н. Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе": «…Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке…».
16.

Ну, и наконец, здание этого ресторана было местом действия повести Михаила Булгакова «Дьяволиада».

«…На следующее утро Коротков с радостью убедился, что глаз его больше не нуждается в лечении повязкой, поэтому он с облегчением сбросил бинт и сразу похорошел и изменился. Напившись чаю на скорую руку, Коротков потушил примус и побежал на службу, стараясь не опоздать, и опоздал на 50 минут, …, запыхавшись, вбежал в канцелярию, как раз когда кухонные часы «Альпийской Розы» пробили одиннадцать раз». В канцелярии его ожидало зрелище совершенно необычайное для одиннадцати часов утра… - словом, вся канцелярия не сидела на своих местах за кухонными столами бывшего ресторана «Альпийской Розы», а стояла, сбившись в тесную кучку у стены, на которой гвоздем была прибита четвертушка бумаги. При входе Короткова наступило внезапное молчание, и все потупились.

Здравствуйте, господа, что это такое? - спросил удивленный Коротков. Толпа молча расступилась, и Коротков прошел к четвертушке. Первые строчки глянули на него уверенно и ясно, последние сквозь слезливый, ошеломляющий туман.

„Приказ № 1“

§ 1. «За недопустимо халатное отношение к своим обязанностям, вызывающее вопиющую путаницу в важных служебных бумагах, а равно и за появление на службе в безобразном виде разбитого, повидимому, в драке лица, тов. Коротков увольняется с сего 26-го числа, с выдачей ему трамвайных денег по 25-е включительно». Параграф первый был в то же время и последним, а под параграфом красовалась крупными буквами подпись: Заведующий Кальсонер... Двадцать секунд в пыльном хрустальном зале «Альпийской Розы» царило идеальное молчание. При этом лучше всех, глубже и мертвеннее молчал зеленоватый Коротков. На двадцать первой секунде молчание лопнуло. - Как? Как? - прозвенел два раза Коротков совершенно как разбитый о каблук Альпийский бокал, - его фамилия Кальсо-нер?...»...
17.


С 1935 г. и по сей день в этом здании находится «Московский городской дом учителя».
18.

Немного о гостинице «Альпийская роза»

Доходный дом княгини Туркестановой. В 1901 г. - строение 1 было реконструировано в модном тогда стиле модерн. Сейчас это четырех этажный особняк с сохранененными старыми стенами. В настоящее время здесь находится творческий союз цирковых деятелей России.

19.

«...Стиль этого дома тяготеет к наиболее пышному декору французского модерна - Ар Нуво. Фасад обильно украшен лепниной, при этом она отражает все разнообразие альпийских трав - между окнами четвертого этажа тюльпаны и ирисы, между вторым и третьим этажом причудливый орнамент из тягучих линий сплетающихся маков... Особенно стоит приглядеться к рельефу под последним этажом. Автор явно был под философским впечатлением лепного фриза скульптора Н.А. Андреева на фасаде гостиницы «Метрополь», чье строительство бурно обсуждалось во всех газетах города...

20.


21.


22.

И если фриз «Метрополя» «Времена года», где женщины, старухи и дети в непрерывающемся шествии пытаются вырваться из плоскости стены из круга Жизни символизирует собой тщетность борьбы с естественным кругом Жизни - рождением, расцветом и умиранием, то фриз на гостинице поддерживает его и перекликается с ним, ведь они стоят рядом, через квартал, почти параллельно. Тут дети, женщины и старухи пытаются выплыть из реки Жизни. Их смывает бурным потоком, и они плывут по жизни рождаясь, расцветая и старея приближаются к вечной жизни - смерти.
23.


24.

Глубокий философский смысл, вложенный автором в это творение - делает его одним из лучших образцов модерна в городе. Кроме всего прочего на фасаде, мы видим с вами удивительной красоты чугунные решетки балконов и ограждения карнизов крыши в виде причудливых стебельков извивающихся и стремящихся к свету. Остроградский очень любил эти ажурные орнаменты чугунного литья, очень украшающие все его постройки...».
25.


26.


27.


28.

Лучше заранее узнать уровень цен, получить представление о кухне и блюдах из меню. Забронировать столик тоже будет не лишним. Сделайте предварительный звонок в заведение, куда отправляетесь.

Одежда должна соответствовать уровню заведения. В некоторых ресторанах - строгий дресс-код.

В помещение ресторана первой должна входить женщина, мужчина же должен галантно открывать двери. Но примерно на полпути мужчина должен ее опередить и провести к свободному столику. Обычно в ресторанах есть гардеробная, одежду и объемные сумки нужно оставить там. Если столик не заказан заранее, лучше воспользоваться услугой метрдотеля. Наиболее удобными местами обычно считаются у стены - лицом к залу, в середине зала - лицом ко входу, с видом на пейзаж за окном, на музыкантов, с хорошим обзором зала. Мужчина, сопровождающий даму, должен уступить последней более удобное место за столиком. Садиться за столик нужно после того, как села дама. Если вы встретили в ресторане знакомых, то не стоит садиться к ним за столик, если они вас не пригласят.

Заказ блюд

Согласно правилам этикета, выбором меню занимается мужчина. При этом он должен предлагать своей спутнице выбор того или иного блюда, указанного в меню.

Согласно современным правилам, женщина может сделать заказ сама или предоставить это право мужчине.

В ресторане принято заказывать минимум три блюда. Начинают с холодных закусок или салата. Затем суп или основное блюдо. Выбор десерта следует осуществлять только после того, как будет съедено главное блюдо.

Если вы затрудняетесь с выбором, можно спросить совета у официанта. Он может порекомендовать «блюдо дня», рассказать более детально о яствах из меню. С винами поможет сомелье.

Само собой, что в ресторане приступают к еде, когда всем гостям поданы кушанья. Дамы обычно обслуживаются в первую очередь. Показателем хорошего обслуживания является по возможности одновременная подача блюда всем гостям.

Салфетка

Зачастую салфетка вызывает настороженность. Так что же с ней нужно делать? Ответ прост - разверните ее, сложите вдвое и положите на колени. Назначение салфетки - сохранить одежду от случайных брызг, капель жира, крошек. Пальцы, случайно испачканные во время еды, также вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен. Если салфетка случайно упала на пол, не стоит ее поднимать и класть обратно, попросите у официанта чистую. По завершении трапезы салфетку складывать не нужно, просто аккуратно положите справа от своей тарелки. Ни в коем случае не заправляйте салфетку за воротничок. Дурным тоном считается и снятие ею губной помады.

Приборы

Несколько вилок и ножей рядом с тарелкой не должны вызывать панику. Здесь правило самое простое: начинают с приборов, расположенных дальше всего от тарелки, и с каждой сменой блюд берут те ножи и вилки, которые лежат ближе к ней. Обычная сервировка предусматривает не больше трех вилок и столько же ножей. Ближе всего к тарелке - нож для мясного блюда. Закусочные ножи и вилки меньше его по размеру. Часто десертные приборы и нож для хлеба располагаются сверху перед тарелкой. В паузах между едой нож и вилку кладут на блюдо так, как их держали: нож - ручкой вправо, вилку - ручкой влево. Если же вы сложили вилку и нож параллельно (так, чтобы их рукоятки слегка выступали за край тарелки), это будет знаком официанту, что вы завершили блюдо.

Кушанья

Есть надо в определенном порядке: овощи - рыбные деликатесы - мясная гастрономия. Если на столе и рыба, и мясо, то начать нужно с рыбы.

Суп. Ложкой черпаем от себя. Ни во время, ни после еды не кладем ее на стол - она все время покоится в тарелке. Даже если суп очень вкусный, сдержите себя, не наклоняйте тарелку, чтобы доесть последние капли.

Бульоны. Их подают в чашках-бульонницах. Из бульонницы с одной ручкой содержимое можно пить, как чай, а из чашки с двумя ручками следует есть при помощи ложки.

Рыба . К рыбе подается специальный нож, напоминающий по форме лопаточку. Им отделяют и отодвигают кусочки филе, а также выбирают кости. Если все же косточка попала в рот, ее можно вытолкнуть языком на вилку или снять изящно пальцами и положить на специальную тарелочку (если таковую подадут) либо на край своей. Чтобы одолеть рыбу, поданную целиком, необходима следующая последовательность действий: если кожа несъедобна или на ней осталась чешуя, аккуратно снимаем ее от хвоста к голове, потом поедаем филе с верхнего бока, затем - спинку, и, наконец, перевернув тушку, приступаем ко второму боку.

Исключение из общего правила - маринованная или малосольная сельдь, рыба горячего или холодного копчения, угорь - их едят с помощью закусочных ножа и вилки.

Дичь. Многие стесняются заказывать цыпленка или другую дичь, так как не знают как его есть по этикету. Все не так сложно. Мясо, насколько возможно, обрезается ножом, после чего косточки можно взять рукой и обглодать. Официант должен принести тарелку с подкисленной водой, чтобы вымыть руки.

Мясо . От поданного мяса аккуратно отрезают по кусочку, держа вилку в левой руке, а нож в правой. Возможен и «американский» вариант, когда весь кусок сразу разрезается на множество маленьких, затем нож откладывают в сторону, вилку перекладывают в правую руку, и приступают к еде. Но считается, что при таком варианте мясо быстрее остывает, и вы не сможете полностью насладиться и прочувствовать его вкус.

Овощи . Овощи едят вилкой, помогая себе ножом. Горошек и кукурузу набирают в выемку вилки. Маслины и оливки с косточкой можно брать руками, если нет специальной ложечки. Косточку изящно выплевывайте на вилку и кладите на тарелку. Брать руками не возбраняется также спаржу и артишоки, крупные помидорки черри. Кушанья, подаваемые в горшочках, не раскладывают по тарелкам.

Спагетти. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем спагетти, вращая ею в углублении ложки. Ложкой же отрезаем лишнее. Возможно обойтись и без ложки. Тогда зубцы вилки погружаем в макароны и накручиваем желаемую порцию. Свисающую часть втягиваем в рот, стараясь сделать это как можно тише.

Хлеб. Тарелки для хлеба и масла всегда ставятся слева от вашей основной тарелки. Хлеб берут руками, а не вилкой - и во время еды отламывают по маленькому кусочку. Целый ломоть в руке держать не следует. Если на столе есть общая масленка, возьмите из нее нужное количество на свою хлебную тарелку и намажьте на отломленный кусочек хлеба.

Напитки

Пока вы ждете заказ, вы можете заказать аперитив. В зависимости от того, что вы будете пить, официант предложит вам имеющиеся у них напитки. Если это будет вино, то в некоторых ресторанах вам могут принести нераспечатанную бутылку вина, чтобы вы смогли его оценить и сделать выбор. Посетитель внимательно осматривает этикетку, затем официант наливает небольшое количество вина в бокал, заказчик делает глоток, чтобы попробовать вино на вкус. Только после получения знака одобрения качества вина или другого спиртного напитка служащий зала ресторана наполняет бокалы. Стоит заметить, что этот ритуал носит условный характер. Поэтому считается не вполне приличным отказываться от заказанного спиртного, исключая лишь случаи предоставления недоброкачественного товара. Поводом для отказа от заказанного вина может служить также плохо охлажденный напиток. В том случае если напиток подают в высоких бокалах и с соломинкой, то нет необходимости выпивать его до конца. Издаваемый при этом булькающий звук может лишь помешать приятной беседе.

Обслуживание

В высококлассных ресторанах посетителей обслуживает официант. Он перекладывает кушанье с общего блюда в тарелку каждого сидящего за столиком и разливает вина. В хорошем заведении считается дурным тоном подливать себе вино самостоятельно. Официанты сами наполнят опустевший бокал. Пустые тарелки следует ставить с правой стороны стола. С левой стороны принято подавать блюда. Спиртные напитки наливают также с правой стороны. Пользуясь услугой официанта, всякий раз нужно благодарить его. В ресторанном этикете принято соблюдать временные паузы между блюдами. Обычно это 10-15 минут. Поэтому, если мясо тебе принесли до того, как ты доел суп, можешь смело просить отослать это блюдо на кухню.

Обращение к официанту «девушка», «гарсон», «официант» неприемлемы. Поэтому, если по какой-либо причине официант не представился (хотя должен это сделать), не стесняйтесь спросить его имя сами. Работа официанта тяжелая физически и морально. Нельзя унижать официанта, или возмущаться без очевидной причины - его работа и так не сахар. Вполне возможно также, что не его вина в том, что заказа пришлось долго ждать.

Чаевые

Мужчина платит за даму, пригласивший за приглашенного. В присутствии дамы неприлично обсуждать счет или спорить. Единственно - можно исправить случайную ошибку.

Старой доброй традицией в ресторанах всего мира стали чаевые. Во всем мире к ним относятся спокойно. Однако «давать или не давать», клиент должен решать только сам. Официант обязан подать ему счет и отсчитать сдачу, а уже клиент забирает ее или, наоборот, дает понять, что оставляет деньги. В отличие от Европы, у нас не всегда придерживаются традиции давать чаевые в размере 10% от счета, чаще всего сумму просто округляют. Не дают чаевых в случае, если гость остался недоволен рестораном, если он не хочет портить себе настроение и скандалить, это хороший способ корректно показать ресторану своё недовольство.

Женщина подает знак к началу еды, она же и заканчивает ее, поднимаясь из-за стола. Покидая ресторан, мужчина идет первым к двери, но не допуская, чтобы дама как бы догоняла его. Он идет, слегка повернувшись к даме, открывает дверь перед ней и пропускает ее вперед (в дверь-вертушку кавалер всегда проходит первым, ожидая даму у выхода); в гардеробе мужчина сначала помогает даме одеться, и только после этого надевает свое пальто.

Гости ресторана, столкнувшиеся с самой небольшой проблемой, обычно делятся на две категории. Одни с пеной у рта стараются доказать вину официантов и поваров, которые пережарили заветный стейк из лосося, и требуют скидки. Другие стоически молчат, даже если увидят в салате стайку тараканов. Находясь в вечных поисках истины, редакция сайт подробно разбирается в правах гостей, а также обязанностях представителей ресторана.

Защита прав потребителей регулируется

  • Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции 28.07.2012),
  • а также Правилами оказания услуг общественного питания , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (в редакции 04.10.2012).

Отступления и наказания

Мы постарались разобраться, что будет если вы не хотите или не можете оплатить счет в ресторане. Читать заметку .

Во-первых, имейте в виду: совершая заказ в ресторане, вы заключаете публичный договор, соглашаясь с условиями, выдвинутыми рестораном (начиная с цены блюда и заканчивая его составом). Как заказчик вы вправе требовать точного исполнения выбранного блюда (не забывайте только, что у вас есть и обязанности ). Так эта система работает в идеальном мире, в реальности все получается немного запутаннее.

По действующему законодательству, меню (а также прейскурант) должно быть оформлено в строгом соответствии с определенными правилами. Способы приготовления, вес, сведения о составе блюд и их калорийность - все это, теоретически, должно быть указано рядом с каждой позицией меню. Если пытаться сделать все по закону, перечень блюд станет одним большим приветом из девяностых - унылым и аляповатым внешне, но, согласитесь, очень информативным. В последнее время все чаще можно увидеть фразу вроде: «Данный буклет является рекламным материалом. Официально утвержденное меню с подробной информацией, заверенной подписью и печатью предприятия, предоставляется по первому требованию посетителя». Это позволяет рестораторам, с одной стороны, делать удобное и стильное меню без привязки к правилам оказания услуг общественного питания, а с другой - игнорировать некоторые свои обязанности.

Пара примеров из меню Пицца 22 см :

Как должно быть:

Крокеты с салями и моцареллой, 270 руб.

Вес: 320 граммов,
Cостав: Картофель Рогс-мини, зелень свежая микс, сыр пармезан, соль морская, перец черный, сыр моцарелла, яйцо, колбаса салями “Пепперони”, сухари панировочные, мука пшеничная, зелень, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 138 гр./3 гр./15 гр./1 гр./0,1 гр./10 гр./1 шт./30 гр./40 гр./10 гр./60 гр.

Лазанья, 340 руб.

Как должно быть:

Лазанья, 340 руб.

Вес: 362 грамма,
Состав: макароны «Лазанья», ПФ соус «Болоньезе» (свиная шея, говядина 1С, томаты с/с), ПФ Базилик (базилик свежий, масло растительное, соль морская (сахар-песок, соус табаско), лук репчатый, морковь, свинина грудинка Поркетта, ПФ соус «Бешамель», (мука пшеничная, масло сливочное, молоко сухое, специи мускатный орех, соль морская), базилик свежий, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 38 гр./172 гр./20 гр./40гр./40 гр./60 гр./102 гр./2 гр./50 гр.

Шоколадный брауни, 220 руб.

Как должно быть:

Шоколадный брауни, 220 руб.

Вес: 176 граммов,
Состав: ПФ Брауни (сахар-песок, яйцо, мука пшеничная, какао-порошок, шоколад в ассортименте, масло сливочное), мороженое в ассортименте, мята свежая, сахарная пудра,
Выход: 130 гр./55 гр./1 гр./5 гр.

Возьмем простой пример: в меню нет злополучной фразы про «рекламный материал». Вы заказываете морс из черной смородины, а вам приносят напиток и с черной смородиной, и с малиной. При таком раскладе, вы можете брызгать слюной, праведно возмущаться и требовать вернуть деньги или заменить напиток на правильно приготовленный - с точки зрения закона вы будете абсолютно правы. Тем же самым вы можете заниматься, если блюдо приготовлено с явным браком. Согласно статье 18 закона о защите прав потребителя: «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы» . Муха в супе, нарушение санитарных норм или явный технический брак в приготовлении блюда - все это вполне резонные причины отказа от оплаты или требования замены.

Брак - это не ваше субъективное мнение

Оговоримся сразу: технический брак - это не ваше субъективное мнение («Этот стейк недостаточно из мяса»), он определяется пунктом 19 правил оказания услуг общественного питания: «Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа». Это же касается и вина: одно дело, если вам не понравилось только что открытое мерло (ну не любите вы этот сорт, с кем не бывает), а другое - если оно действительно испортилось в процессе хранения и, например, пахнет «пробкой».

Исходя из 26 правила оказания услуг общественного питания, потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

В случае, если вы отравились в ресторане, нужно первым делом обратиться к врачу и попросить его указать в медицинских документах (сначала в медкарте, а потом и в выписке из нее), что вы жалуетесь не просто на боль в животе, а именно на отравление после посещения заведения общественного питания. После лечения, нужно будет написать красивую, но юридически грамотную кляузу на ресторан или кафе, сославшись на 14 и 15 статью закона о защите прав потребителей (они затрагивают имущественную ответственность заведения за вред, причиненный вследствие недостатков товара и компенсацию морального вреда соответственно). В претензии необходимо указать, что вашему здоровью был причинен ущерб, и приложить к заявлению все имеющиеся документы (включая чек из ресторана или, если он отсутствует, показания свидетелей). Для пущего устрашения рестораторов, можно припугнуть их статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных для заведения штрафах или Роспотребнадзором, функции которого сейчас стремительно расширяются.

Чаще всего представители ресторана стараются решить такие вопросы полюбовно (а по закону они должны возместить убытки ужина в заведении, похода к врачу и лечения, а также компенсировать моральный ущерб). Если же ресторан решил по какой-то причине не удовлетворять ваши требования, со спокойной совестью идите в суд. Но, предупреждаем, судебные разбирательства и исполнительное делопроизводство в России длятся довольно долго - иногда до шести месяцев.

Если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится

Из забавного: с точки зрения закона № 2300-1 потребителем может считаться только: «гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Поэтому в том, что касается трактовки обеда или ужина во время деловых переговоров, мнения юристов могут расходиться. Один из опрошенных экспертов считает, что если находиться в ресторане как представитель юридического лица, то в отношениях с заведением вы выступаете в качестве гражданина, так как заказывая еду, вы удовлетворяете свои экзистенциальные потребности в питании. Другой, что если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится, а суд встанет на сторону ресторана. Просто потому, что в данном случае вы представляете собой не гражданина, а юрлицо.

Ресторанные порядки

Со временем менялись и состав посетителей петербургских кафе и ресторанов, и часы работы, и царившие в них порядки.

Во времена A.C. Пушкина, да и позднее, рестораны предназначались главным образом для холостяков, для тех, кто не имел собственного повара или кухарки и домашнего стола. Дорогие французские рестораны служили местом встреч «золотой молодежи», светских львов, а их посещение вписывалось в распорядок дня петербургских денди. «Холостяцкий» характер трактирных заведений сформировал и особый уклад их существования, в котором находилось место для бурных кутежей, для дам сомнительных добродетелей, но не для порядочных женщин.

Считается, что женщины посещать рестораны начали только со второй половины 1840-х годов, причем ни в коем случае не в одиночку.

Однако А.П. Керн в своих мемуарах подробно описывает состоявшийся в более ранее время обед у Дюме в компании A.C. Пушкина, А.Н. Вульфа и П.А. Осиповой. Она же вспоминала и устроенную бароном A.A. Дельвигом поездку также смешанной компанией в Красный кабачок «на вафли». Правила хорошего тона предусматривали, что без сопровождения собственного мужа или другого члена собственной семьи мужского пола дама могла пойти в ресторан только в компании, включавшей непременно семейную пару, впрочем, как видно из мемуаров Керн, это правило соблюдалось далеко не всегда. Поскольку поначалу это было внове, то приглашение дам в ресторан быстро сделалось «модным».

Сцены ресторанной жизни

Вслед за вполне добропорядочными женщинами эту моду стали быстро осваивать и представительницы древнейшей профессии. Петербургские «камелии» посещали рестораны со своими поклонниками и даже превратили некоторые фешенебельные кафе и рестораны в настоящие места знакомств. Содержанки высокого полета и таких же высоких гонораров, те, кого называли «сенаторские девушки», в начале XX столетия в одиночку или парами занимали столики в знаменитых французских ресторанах столицы, причем исключительно во время завтрака. Таким образом, одновременно соблюдались приличия и можно было заполучить выгодного клиента. Впрочем, к 1910-м годам, по мере того как посещение ресторанов делалось все более и более популярным в столице, почти все крупные трактирные заведения оказались оккупированы девицами легкого поведения, в особенности в послеобеденное время.

Делались попытки завлечь в некоторые заведения общественного питания женщин из простонародья, впрочем, с вполне благородными целями. Так, в 1910-е годы активистки женской прогрессивной партии выступили с инициативой создания специальных женских чайных-аудиторий, как тогда называли чайные, специально создавшиеся с целью отвлечения народа от пьянства, заменив хождение в кабак посещением чистых цивилизованных заведений с безалкогольным меню и с обширной просветительской программой: лекциями, чтениями, библиотекой и т. п.

С начала XX века в первоклассных ресторанах столицы стало появляться значительно больше гвардейских офицеров. Из соображений престижа был введен строгий запрет на посещение гвардейцами трактиров и прочих заведений второго класса, что не столько повысило статус столичного офицерства, сколько обеспечило неплохими заработками владельцев перворазрядных ресторанов. Офицеры быстро стали завсегдатаями самых фешенебельных ресторанов Петербурга, которые «разделялись» по видам войск и по полкам. К примеру, ресторан Бореля называли «кавалергардским»: здесь в одном из больших кабинетов действительно встречались за регулярными трапезами кавалергарды, прославив заведение своими грандиозными кутежами. Располагавшийся неподалеку ресторан Кюба считался «гвардейским». А соседний Дюссо был рестораном конной гвардии. Офицеры являлись в рестораны главным образом вечером. В каждом полку существовали на этот счет свои неписаные законы. Так, согласно полковым правилам, офицеры Семеновского полка, приезжавшие в послеобеденное время, должны были заказывать в перворазрядных ресторанах только шампанское, а оно стоило тогда не менее 10 рублей за бутылку.

Если в первой половине XIX века, когда курение еще только входило в моду, в кафе-ресторанах были отдельные курительные комнаты, то к концу столетия в ресторанных залах курили уже вовсю. И только летом 1902 года в столичных газетах появились сообщения о том, что с 1 января следующего года владельцы перворазрядных ресторанов будут обязаны организовать хотя бы один специальный зал для некурящих, однако как на практике выполнялось это распоряжение, неизвестно. Зато известно, что некоторые шикарные столичные заведения, как, например, кафе «Централь» на Невском проспекте, для удобства посетителей завели отдельные табачные киоски, цены в которых были выше, чем в соседних табачных лавках.

С конца XIX века в Петербурге, где было много приезжих, установился обычай для людей, не обремененных семьей, или приезжих встречать в ресторанах Новый год в отличие от Рождества, которое оставалось домашним праздником, отмечаемым непременно в семейном кругу. Появились особые новогодние меню, а также поздравления клиентам. Так, в ресторане «Контан» под Новый год посетителям предлагали стихотворные поздравления, например в декабре 1903 года столики ресторана украшали такие строки:

Контановские слуги,

Утром ранним, в поздний час

Для вниманья и услуги

Мы приставлены для Вас.

Мы встречаем Вас с поклоном,

Рады гостю угодить

И шампанским, и крушоном…

Что угодно закусить ?

К Вам в усердьи, как в азарте,

Мы летим на первый зов :

Что закажите по карте,

Завтрак, ужин вмиг готов !

Здесь, у нас, в «Контане »,

Сладко пить и сладко есть,

Нашим кушаньям заране

Мы Вас просим сделать честь.

Для Лукулла-гастронома

Все у нас припасено, -

Наша кухня Вам знакома,

Наше лучшее вино.

И поздравить Вас с участьем

Нам почтительно велит :

С Новым годом, с новым счастьем,

Будь лишь старый аппетит !

Газеты отмечали, что в начале нового столетия у швейцаров лучших ресторанов столицы установился обычай – встречать и провожать новогодних посетителей подходящим к случаю стихотворным экспромтом. Не нужно объяснять, что экспромты эти тщательно готовились загодя в расчете на щедрые чаевые…

В последней трети XIX столетия окончательно сформировалась структура большого столичного ресторана. По русской традиции непременной принадлежностью ресторана был буфет с крепкими напитками и горячими и холодными закусками. Это могла быть отдельная комната (первая при входе) или же просто стойка в общем зале 18 . Так, ресторан М.Ф. Федорова на Малой Садовой славился именно «стойкой» (имелась в виду буфетная стойка); отмечали современники и закуски у Лейнера… Заведовавший стойкой буфетчик пользовался особым уважением среди ресторанного персонала, в тех же заведениях, где не было метрдотеля, именно буфетчик выполнял его обязанности и был полным хозяином обеденного зала, отвечающим за работу и официантов, и кухни. По мере развития ресторанного дела в больших ресторанах стали заводить не только обыкновенный закусочный буфет, но и чайный. Соответственно отвечали за них особые – винный и чайный – буфетчики. В XX веке при ресторанах появились «американские бары» – со стойкой, высокими «барными» стульями и непременными коктейлями. Затем были непременно общий обеденный зал (иногда не один) и «кабинеты», и, опять же в начале XX века, нередко рядом с рестораном, но с отдельным входом имелась еще кофейная или кондитерская. Последняя обычно работала с раннего утра, когда ресторан был еще закрыт.

В некоторых ресторанах за платьем гостей присматривал швейцар, получавший за это какую-то мелочь, что, впрочем, не исключало и недоразумений, когда верхняя одежда клиентов оказывалась подмененной. Такое случалось в самых популярных ресторанах с большим наплывом посетителей. В частности, известно о подобных кражах в ресторане «Северной» гостиницы. В других заведениях «вешалку» арендовали частные лица, платившие владельцам ресторана немаленькие деньги, но компенсировавшие свои расходы за счет клиентов. Вообще большой столичный ресторан представлял собой сложную организацию. Главным в ней была гастрономическая часть и все с ней связанное, а прочие услуги – уборные, гардеробы, бары – считались скорее дополнительными. Содержать их должным уровнем было делом хлопотным, поэтому чаще всего их отдавали в аренду. Вопрос с устройством гардеробов очень волновал как посетителей, так и самих рестораторов, так что в 1910-е годы даже предлагалось воспользоваться опытом американских ресторанов, оснащенных автоматическими камерами хранения для одежды клиентов.

Одной из типичных петербургских традиций в последней трети XIX столетия сделались деловые встречи за завтраком. Это во многом объясняет широкую популярность завтраков в дорогих ресторанах «Кюба», «Донон» и «Доминик», о которых так часто вспоминают мемуаристы… За завтраком в петербургских кафе и ресторанах встречались не только «погибшие, но милые создания» и их клиенты, здесь артисты находили ангажемент, антрепренеры – артистов, издатели – авторов; за завтраком композиторам заказывали оперы и балеты, художникам – декорации и костюмы; за завтраком получались стотысячные подряды и заключались миллионные сделки.

«„Деловой“ Петербург, в свою очередь, распадается на несколько категорий, так сказать, „покафэйно“, т. е. по месту, где он делает свои „дела“…

Есть дельцы от кафе Рейтер и от Caf? de Paris (на Морской), от „Ермака“, „Капернаума“ и прочих „низков“.

По внешнему виду между всеми этими дельцами разница громадная. У одних: атомобиль, платье английского портного и бутылка шампанского за завтраком; у других -„трам“, лодзинское трико от Ягельской (в рассрочку) и пиво.

Но общее у них у всех – миллионы.

Эти миллионы, т. е. миллионные проекты и „дела“, начинаются у Кюба и по использовании переходят к Рейтеру и дальше – в „низки“», – отмечали газетчики 19 .

Начиная со второй половины XIX века большинство петербургских ресторанов специально указывали время завтраков, впрочем, довольно поздних, которые долго именовали на немецкий манер – «фриштик» 20 . Завтраки обычно сервировали в промежуток с 11 до 15 часов. Чем дороже и респектабельнее был ресторан, тем позже в нем подавали завтрак. Для чиновников, конторских и банковских служащих это было время перерыва в работе. Недаром ресторан В.И. Соловьева (ул. Гоголя, 15) в 1910-е годы рекламировался как «старинный ресторан завтраков».

В 1900-е годы в столичных ресторанах появилось понятие «шведский стол», правда, относилось оно поначалу только к завтракам. По крайней мере в 1903 году петербургские газеты разместили следующее рекламное объявление: «Ресторанъ „Петергофъ“ / с 15-го сентября ежедневно; / с 11 1 / 2 до 3 ч. дня шведский завтрак. / Водка, закуска, 2 горяч, блюда 1 р. с персоны. / Во время завтраков обедов и ужинов играет румынский оркестр». В 1915 году уже настоящий шведский стол в течение всего дня предлагал своим посетителям ресторан «Турист» (Невский пр., 110). В 1916 году на месте бывшего «Бара-Экспресса» на Екатерининском канале хозяйка «Туриста» Л.М. Сазонова открыла «Бар-Турист» с такой же организацией дела. За 1 руб. 25 коп. в «Туристе» и за 1 руб. 50 коп. в «Баре-Туристе» клиент мог по собственному выбору взять со стола любые закуски, горячие блюда и безалкогольные напитки в любом количестве. Это были первые в стране рестораны самообслуживания, прислуга ресторана только убирала грязную посуду со столов. Закусочный стол в «Баре-Туристе» состоял из 15 наименований: заливное из дичи, винегрет, ассорти из сыров и колбас, соленья и маринады, заливное из рыбы, холодная осетрина, грибы, телятина и т. д. Также можно было получить перловый суп, бульон с рисом, консоме жульен, бефстроганов, антрекот, кокиль из рыбы, сливочное мороженое и прочее. Алкогольные напитки в этих ресторанах не подавались.

Впрочем, позавтракать в петербургском ресторане можно было далеко не всегда. Довольно долго для завтраков использовались… фруктовые лавки, в которых, несмотря на название, продавались также сыры, сардины, трюфели и устрицы, шла торговля винами. В задних комнатах расположенных на Невском проспекте фруктовых лавок накрывались столы и подавались «модные завтраки», как их характеризовали современники: мадера, рейнвейн, английский портер, зельтерская вода, аи, креман 21 , устрицы, сыры, салфеточная икра, сельди…

Первые столичные рестораны ориентировались, главным образом, на обеденное время: открывались поздно и закрывались рано. Вечера приличная публика проводила в театрах, на маскарадах и балах, где непременно накрывался стол для ужина или подавалась какая-либо закуска. В первой трети XIX века обед в петербургских ресторациях по сравнению с минувшим веком начинался поздно – обычно часа в 4 пополудни. Это была дань «европейской» традиции. К концу столетия обеденное меню предлагали уже в 18 и даже в 20 часов. А ужином в петербургской традиции было принято называть прием пищи, следовавший после посещения спектаклей в Императорских театрах или же после танцев на частных балах. Кто не ходил в театры и на балы, тот, как правило, и не ужинал, довольствуясь чаем. Само понятие ужина в Петербурге появилось довольно поздно.

Поскольку трактиры и рестораны нередко открывались при гостиницах, в XVIII – первой половине XIX века в них приглашали публику к общему столу – табльдоту 22 . Для модных ресторанов это было вполне оправдано, ведь за столом собирались, как правило, люди одного круга, и им было о чем поговорить.

В середине XIX столетия при петербургских ресторанах появились и так называемые «кабинеты» – отдельные помещения, где можно было уединиться, не привлекая внимания остальных посетителей ресторана. Полагают, что первым отдельные кабинеты (cabinets particuliers) устроил в своем кафе-ресторане на Невском пр., 42, И.И. Излер в 1849 году. Стоит иметь в виду, что уже в 1820-1830-е годы в большинстве иностранных ресторанов Петербурга, например у Сен-Жоржа, гость мог не только пользоваться табльдотом, но и заказать себе обед в отдельной комнате, что мало чем отличалось от кабинета.

Появление отдельных кабинетов, вероятнее всего, связано с целой системой гласных и негласных запретов, действовавших в столице. Так, запрещалось посещение ресторанов «нижними чинами»: «По окончании каждого из экзаменов (в Константиновском пехотном военном училище, т. е. экзаменов на звание офицера. – Ю.Д .) мы вместе посещали находившийся против училища серапинский трактир. Это было очень опасно, так как нижним чинам в то время вход в трактиры и рестораны строго воспрещался. Поэтому мы ходили в трактир с заднего хода, откуда и попадали прямо в отдельный кабинет, где хозяин редким гостям „из господ“ давал завтраки по особому заказу. Обыкновенные посетители, лавочники и мастеровые, сидели в двух залах за столиками и пили без конца чай с блюдечка» 23 . Так что находилось немало желающих эти запреты нарушить. Именно для них и были созданы «особые условия».

Ресторанные кабинеты использовались как для деловых встреч, так и для интимных свиданий. В них, в частности, можно было пообедать с дамой, не являвшейся близкой родственницей своему спутнику. О характере взаимоотношений внутри таких пар можно только догадываться…

В отдельных кабинетах петербургских ресторанов проходили и конспиративные встречи деятелей русского революционного движения. Вероятно, именно поэтому в 1907 году владельцам столичных ресторанов предписывалось не предоставлять отдельных кабинетов компаниям, насчитывающим более 15 человек. О свиданиях в ресторане Палкина упоминает в своих «Воспоминаниях террориста» Б.В. Савинков. Размеры некоторых кабинетов позволяли устраивать в них довольно многолюдные пирушки. К началу XX столетия в некоторых петербургских ресторанах было до 10–20 отдельных кабинетов, убранных «в разных стилях» и оснащенных настоящими пианино или же музыкальными аппаратами.